ТСК Чусовой — крупнейший проект современной металлургии

В г. Чусовом (Пермский край) Объединенная металлургическая компания (ОМК) приступает к строительству интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса. Сумма инвестиций — 50 млрд руб. Чусовской металлургический завод (ЧМЗ) будет играть в этом проекте важную роль, став площадкой для стройки и обеспечив инфраструктуру нового производства. ОМК рассчитывает приобрести право управления заводом уже в этом году. Корреспонденты журнала «Металлоснабжение и сбыт» побывали на предприятии и узнали, как живет ЧМЗ, какие у него перспективы в связи с этим проектом.

История ЧМЗ

Чусовской металлургический завод — одно из старейших на Урале предприятий черной металлургии. До недавнего времени он работал по полному технологическому циклу выпуска металла. Завод был основан в 1879 г. Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем Голицыным и французом Барруеном. В 2014 г. он отметит свое 135-летие. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала. Место под строительство в те времена было определено географическим удобством — завод вырос на берегу реки Чусовой, рядом с сырьевыми и энергетическими источниками. Непосредственная близость к узловой железнодорожной станции сегодня обеспечивает сообщение со всеми регионами России. До недавнего времени ЧМЗ был единственным предприятием в России с полным циклом производства феррованадия. Качество гарантировалось использованием в производстве стали титаномагнетитового ванадийсодержащего железорудного сырья. Чусовской завод единственный в мире выпускает рессорную продукцию методом объемно-поверхностной закалки. Сегодня ЧМЗ является российским лидером по производству автомобильных рессор и легирующих феррованадиевых добавок. Доля завода на внутреннем рынке рессор по результатам 2012 г. более 60%. С 2004 г. все новые «КАМАЗы», «Уралы», «УАЗы» выезжают за проходные автозаводов укомплектованными чусовскими рессорами.

От сорта к бесшовным трубам

В 2013 г. на ЧМЗ составлен и утвержден новый перечень выпускаемой заводом продукции. Предприятие прекратило производство передельного ванадиевого чугуна, железованадиевого агломерата, сосредоточившись на выпуске рессорной продукции. Сегодня завод, как и прежде, полностью обеспечивает потребность отечественных автопроизводителей, таких как КАМАЗ, УАЗ, УраЛАЗ, НефАЗ. За I полугодие 2013 г. ЧМЗ освоил производство 26 типов рессор к автомобилям и прицепам российского производства для автозаводов и дилерской сети к автомобилям импортного производства. Также начато освоение производства элементов пневматической подвески грузовых автомобилей. Увеличение ассортимента к концу 2013 г. позволяет прогнозировать рост продаж рессорной продукции, являющейся брендом ЧМЗ. Все же в последние годы завод работал в минус (чистый убыток по результатам 2010 г. — 403 млн руб., в 2011 г. — 1,158 млрд руб., в 2012 г. — 324 млн руб.). После кризиса 2008 г. объемы выпуска продукции сократились по некоторым позициям почти втрое. Значительные производственные мощности завода по чугуну, стали, прокату, рессорной и другим видам продукции уже долгое время существенно недозагружены. Завод оказался под угрозой потери доли рынка рессор из-за отставания по некоторым показателям (например, по точности геометрии рессор) от растущих требований и мировых аналогов. Тем временем в стране начал расти импорт рессорной продукции. «Если оглянуться на 5-8 лет назад, то увидим, что наше предприятие по объему производства занимало положение мини-завода, — рассказал в интервью председатель совета директоров ОАО «ЧМЗ» А. Карпов. — Мы продавали менее 1 млн т стали, менее 1 млн т чугуна, еще меньше — проката и ванадия. А по структуре ЧМЗ представлял собой комбинат. У нас было свое горное, доменное, сталеплавильное и прокатное производства. Плюс рессорное, относящееся уже к машиностроению, и производство феррованадия, которое ближе к электрометаллургии и химии. При таких скромных объемах полный технологический цикл и работа в смежных областях оказались нерентабельными. После 2008 г. показатели завода начали резко снижаться. Основные потребители нашей продукции — сама металлургия и автомобилестроение. Кризис больно ударил по тем и другим, и у нас упали объемы продаж. При мощностях рессорного цеха 150 тыс. т рессор в год мы сразу же снизили производство в 2-3 раза — до 70 тыс., до 60 тыс. и даже до 50 тыс. т. Понятно, что в таком виде завод нормально существовать уже не мог. Технологически на ЧМЗ старая и затратная технология производства стали. Кое-что из производства мы уже вывели (домну и бессемеровские конвертеры. — Прим. ред.). Сейчас продолжаем плавить сталь в мартеновской печи, разливаем ее в слиток сифонной разливкой. При этом в течение цикла производства (от жидкой стали до готового проката) теряется 25% стали в виде обрезей, и все это снова уходит в переплав. Себестоимость стали получается высокой, и, как следствие, высока цена готовой продукции. Эта ситуация сложилась не вчера и не сегодня. Об этом наш собственник задумался сразу, придя на завод в 1997 г. Уже тогда родились первые планы, связанные с тем, чтобы здесь закрыть мартен и построить либо конвертеры, либо электропечи для производства стали с непрерывной разливкой. Но по определенным причинам эти планы откладывались, и технологически вперед ушла выксунская площадка ОМК. С точки зрения экономики компании это абсолютно понятно, потому что проекты, которые там реализованы (новые линии ТБД, Литейно-прокатный комплекс, МКС-5000 и др. - Прим. ред.), были наиболее актуальны, хотя и очень капиталоемки. Сегодня наконец в плане модернизации производства дошла очередь и до нас».

Трубно-сталеплавильный комплекс

В июле 2012 г. Объединенная металлургическая компания объявила о старте проекта строительства в г. Чусовом современного интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса (ТСК). Согласно проекту, в 2014-2017 гг. возведут электросталеплавильный цех (ЭСПЦ) с технологией непрерывной разливки стали, трубопрокатный цех (ТПЦ) и соответствующую новому производству инфраструктуру. Комплекс будет производить бесшовные трубы нефтегазового сортамента премиум-класса, рессоры и сортовой прокат. Стройка ОМК развернется на промышленной площадке Чусовского металлургического завода, ТСК будет использовать в работе имеющуюся на предприятии инфраструктуру. Также реконструируют один из прокатных станов ЧМЗ — стан 370, который производит рессорную полосу. ТСК позволит развивать имеющиеся ремонтные цеха и инфраструктуру ЧМЗ. Для более эффективной реализации проекта Объединенная металлургическая компания планирует вновь консолидировать ЧМЗ. 11 октября 2013 г. ФАС разрешила ОМК и близкому к ней кипрскому офшору Jalpark Company приобретение 100% акций Чусовского металлургического завода. Согласно решению ФАС, ОМК получила право осуществлять функции исполнительного органа завода, а офшорная компания — купить ЗАО «Металлургическая инвестиционная компания», единственного акционера ЧМЗ. Завершить эти процессы ОМК планирует уже в текущем году. Согласно проекту, трубно-сталеплавильный комплекс в г. Чусовом будет выпускать около 1 млн т стали в год, из которой изготовят 450 тыс. т бесшовных труб нефтегазового сортамента и до 300 тыс. т сортового проката и рессор в год. Общая стоимость проекта 50 млрд руб. В июне 2012 г. между ОМК и Сбербанком РФ было заключено соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает в том числе кредитное финансирование проекта: Сбербанк РФ предоставит до 34 млрд руб. сроком до 12 лет. ОМК получила государственную гарантию в объеме 21 млрд руб. для обеспечения исполнения обязательств по кредитной линии. «Раньше, если вспомнить советское прошлое, когда заводы строила вся страна, объявлялись ударные стройки, аккумулировались финансовые потоки государства, чтобы возвести такой завод. А сегодня новое предприятие планируется поставить фактически в рамках одной компании. Получение государственных гарантий с точки зрения финансирования проекта — серьезная помощь. Все планы и графики уже готовы. Есть компания, которая будет заниматься его воплощением. Это Трубодеталь, входящая в ОМК, и филиал Трубодетали в г. Чусовом», — рассказал А. Карпов.

Сталь, прокат, труба, рессора

История доменного производства на заводе насчитывает 120 лет. Проектом ТСК предусматривается выведение из работы доменной печи с агломерационным производством, конверторов, мартеновских печей и участка разливки стали в изложницы и ферросплавного производства. (Последний чугун в доменном цехе завод выпустил 4 июля 2013 г.) На месте старых производств появятся новые цеха. Рассказать о возводимом комплексе мы попросили непосредственного руководителя процесса строительства комплекса — директора филиала ОАО «Трубодеталь» в г. Чусовом Д. Маркова. Вот что он нам поведал: «Электросталеплавильный цех будет состоять из электродуговой печи, агрегата печь-ковш и вакууматора, а заготовка будет производиться путем непрерывной разливки. Производительность ЭСПЦ — 1 млн т стали в год. Продукция — круглая заготовка. Дальнейший передел — это производство бесшовных труб в трубопрокатном цехе ТСК. Также планируется, что непрерывнолитая заготовка будет поступать на колесопрокатное производство Выксунского металлургического завода. Дуговая сталеплавильная печь станет первой в России, в которой реализуют систему многоступенчатой очистки газов и пыли с функцией устранения и предотвращения выбросов. Дополнительно для поглощения диоксинов/ фуранов из отходящих газов будет выполняться однородное вдувание активированного угля перед фильтром газоочистки. Снизится до минимума шум от агрегатов. В трубопрокатном цехе ТСК планируют производить широкий сортамент бесшовных труб. Основные агрегаты цеха: нагревательные печи, прошивной стан, раскатный стан, непрерывный и калибровочный станы или редукционно-растяжной стан, линии отделки труб. В цехе будут работать до 1,5 тыс. человек. Выпуск первой трубы запланирован на 2017 г.». Еще одна часть проекта ТСК — реконструкция прокатного цеха стана 370 ЧМЗ. Цех будет производить мелко- и среднесортный прокат и рессорную полосу. Запуск ТСК Чусового позволит ОМК начать производить бесшовные трубы и увеличить возможности на рынке обсадных труб. Их перспективный спрос обеспечен реализацией в стране новых проектов добычи нефти и газа. Увеличение доли высокомаржинальной продукции в портфеле компании — один из локомотивов роста финансовых результатов ОМК в перспективе. Рессорная продукция ЧМЗ, производимая из стали ТСК, будет отвечать существующим и перспективным мировым стандартам. Это повысит ее конкурентоспособность на российском и мировом рынках. Трубно-сталеплавильный комплекс в г. Чусовом — самый масштабный проект в российской металлургии на сегодня, крупнейший для ОМК. По затратам он сравним с запуском МКС-5000 в Выксе, но по сложности, многогранности аналогов ему нет. Это первый проект полной модернизации завода такого масштаба в России.

Из металлургов в монтажники и обратно

В связи с поэтапным выводом производства будет постепенно высвобождаться персонал. На предприятии обещают, что сокращение осуществится в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ и коллективным договором. Во взаимодействии с городской администрацией г. Чусового завод предложит сотрудникам варианты трудоустройства и переобучения. Уже сейчас, заранее, готовятся серьезные проекты их трудоустройства. «Тем, кто подходит под профессиональные критерии, разработанные для нового комплекса, мы предлагаем переобучение, — рассказывает А. Карпов. —Первая группа из 40 специалистов уже отправилась в Выксу на предприятия ОМК для профпереподготовки. Металлурги будут 1,5 года учиться, а затем и работать на современном сталеплавильном и прокатном оборудовании. Потом вернутся на ЧМЗ, будут участвовать в пусконаладке металлургического оборудования, а после и работать на нем. Сейчас формируется еще одна такая группа. Кроме того, мы планируем договариваться с подрядчиками о приеме наших сотрудников на временную работу по строительным специальностям. Работники ЧМЗ будут участвовать в строительстве объектов, а с вводом мощностей работать по основной профессии. На уровне края эти предложения мы уже озвучили, сейчас верстаем совместный план. На подобные вопросы трудоустройства нужно взглянуть и с другой стороны. С вводом новых производств именно завод рискует столкнуться с нехваткой людей для работы в новых цехах. Показательный пример: как только мы объявили о том, что закрываем доменное производство, сразу приехал из соседнего города директор деревообрабатывающего комбината и сказал, что хоть сегодня готов забрать 100 человек. В Соликамске (Пермский край) строится новый рудник — это тоже рабочие места, причем высокооплачиваемые. Знаем, что нефтянка довольно серьезно подбирает людей с хорошей квалификацией. Они работают вахтовым методом, и там неплохая зарплата. Квалифицированные работники сегодня в дефиците. Эта проблема даже гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. После выхода ТСК на проектные мощности людей на комплексе и заводе будет больше, чем сегодня: 5,5 тыс. Заводская площадка узкая, завод зажат городом. Возможен только один путь — сначала сносить старые объекты, а затем строить на их месте новые. Можно на этот период просто сократить людей, они рассеются по другим предприятиям, но где мы их через 2-3 года возьмем? Поэтому главная задача филиала Трубодетали — сохранение персонала на период стройки. Как минимум в поле нашей видимости».

ТСК — Чусовому

Развитие моногородов, таких как Чусовой, — одна из важнейших задач для федеральных органов власти. Именно поэтому проект строительства комплекса был признан приоритетным на правительственном уровне. ЧМЗ с более чем 5-тысячным коллективом является градообразующим предприятием для 50-тысячного города. Поэтому ОМК придает проекту строительства трубно-сталеплавильного комплекса в г. Чусовом не только технологическое, но и большое социальное значение. Он позволит решить многие вопросы и поможет городу уже через несколько лет стать новым крупным металлургическим центром на Урале. Запуск ТСК в г. Чусовом позволит создать на площадке ЧМЗ новые рабочие места с достойным уровнем зарплаты. Дополнительные рабочие места появятся и на предприятиях обслуживания и социальной сферы, включая Чусовской железнодорожный узел (в связи с прогнозируемым увеличением грузооборота завода в 3 раза), в компаниях, предоставляющих предприятию транспортные услуги, услуги по организации питания, и во многих других. На период остановки старого производства ЧМЗ и строительства ТСК будет создано до 2 тыс. временных рабочих мест. Ожидается, что проект благоприятно отразится на экономике региона за счет развития транспортной инфраструктуры, а также на экологии города и региона. По прогнозам, успешная работа ТСК существенно повысит налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а выбросы вредных веществ в атмосферу снизятся в 5 раз. Также сократится потребление на технические нужды воды из реки Чусовой, которая будет использоваться только на подпитку оборотных циклов.

Максим ЛОБАДА



Источник: журнал «Металлоснабжение и сбыт»