Своя рессора ближе к делу

ЧМЗ может в два раза увеличить объемы продаж рессор для иномарок в рамках программы импортозамещения Чусовской металлургический завод намерен в этом году удвоить объемы производства рессор по программе импортозамещения. Этому способствует конъюнктура рынка: последствия роста курса валют оказались стимулом для развития. Многим западным автокомпаниям, имеющим сборочные конвейеры в России, оказалось выгоднее закупать рессоры, выпущенные здесь же.

На Чусовском металлургическом заводе на прошлой неделе состоялась конференция, посвященная развитию рессорного производства в России. Представители ведущих российских автоконцернов — КамАЗ, ГАЗ, «Урал», а также крупнейшие отраслевые дилеры поговорили о проблемах и перспективах развития отрасли. (…)

Сейчас производители рессор вынуждены работать в сложно предсказуемых условиях, отметил управляющий директор АО «ЧМЗ» Сергей Филипьев. Многие автоконцерны из-за кризиса сократили объемы закупа продукции. Продажи ЧМЗ за полгода снизились почти на треть. Приостановил сборку грузовых автомобилей КамАЗ, до сих пор не включил конвейер в Калуге Volvo, приостановлена сборка MAN и Skania в Санкт-Петербурге. При этом закуп рессор в этом году увеличил только Ульяновский автозавод. Остальные остались на уровне прошлого года. Впрочем, автодилеры говорят, что спад оказался временным и уже летом отчасти компенсировался. В июне и июле продажи рессор ЧМЗ оказались гораздо выше ожиданий. Дилеры подтверждают эти данные.

К середине лета продажи рессорной продукции АО «ЧМЗ» вышли на приемлемый уровень, и, как ожидает руководство предприятия, такая ситуация пока сохраняется. Предпосылки к этому достаточно серьезные. Валютный кризис привел к тому, что российские предприятия имеют возможность поставлять на мировые рынки отечественные рессоры, зачастую более конкурентоспособные по цене.

Директор по продажам АО «ЧМЗ» Иван Тертичный отметил, что в этом году в Россию фактически прекратился импорт из Украины и существенно упал импорт из стран дальнего зарубежья. В результате продукция ЧМЗ пользуется большим спросом. И хотя общие продажи ЧМЗ за полгода снизились, но при этом произошел рост продаж рессор для иномарок. «Это перспективный сегмент, который мы намерены развивать», — добавил он.

Помогают не только цены. В прошлом году ЧМЗ вовремя освоил более 40 типов новой рессорной продукции, значительная часть из которых — в рамках программы импортозамещения. Продукция ЧМЗ соответствует ведущим мировым стандартам комплектующих на все конвейеры и в России, и на Западе. Наличие этой сертификации позволяет чусовлянам сотрудничать с ведущими мировыми автоконцернами. Контракт на поставку продукции для комплектации конвейера уже заключен с рядом иностранных предприятий, имеющих сборочные производства в России.

На ЧМЗ отмечают, что, в частности, уже осенью на заводе Volvo в Калуге, чьим поставщиком является ЧМЗ, намерены принять решение о запуске конвейера до конца года. Следующим может оказаться Ford: ЧМЗ уже прошел аудит по продукции для этого концерна. Поставлять их предполагается на автозавод в Елабуге. И все же ЧМЗ делает ставку на российских производителей.

Сергей Филипьев ожидает, что основные автоконцерны к концу года увеличат заказы. «Для КамАЗа перспектив больше, чем для западных автомобилей, поскольку их качество растет с каждым годом. Увеличивается гарантийный пробег автомобиля и у КамАЗа, и у ГАЗа. Производители выставляют нам высокие требования с точки зрения гарантий на рессорную продукцию. Сейчас нас просят увеличивать их до 250 тыс. километров пробега. Стоит отметить, что справиться с возросшими требованиями здесь нам помог переход с собственной стали на покупную заготовку, благодаря чему улучшилось качество рессорной полосы. Мы ждем, что КамАЗ будет производить больше, а Ульяновский автомобильный завод сохранит объемы производства на том же уровне», — пояснил он.

Основной потребитель чусовской рессоры — КамАЗ — обещает возобновить сотрудничество в прежних объемах к четвертому кварталу этого года. Главный менеджер отдела агрегатов ПАО «КамАЗ» Андрей Кашин заверил, что снижение потребления носит временный характер. «Менять надежного и добросовестного партнера, такого как ЧМЗ, мы не собираемся». Другой крупный потребитель чусовских рессор — группа ГАЗ — также намерена продолжить сотрудничество с ЧМЗ.

Нужно добавить, что ОМК (компания-владелец завода) в последние годы предусмотрительно делала ставку на модернизацию производства рессор ЧМЗ. С 2008 по 2014 год на заводе были введены в строй новые линии термообработки, станы для заготовок параболических рессор и опор пневмоподвесок, линии покраски и обрабатывающие центры. Это позволило освоить и сертифицировать новую продукцию с высокой точностью геометрических характеристик рессорного листа и качеством. На заводе говорят, что в перспективе здесь планируется поставить еще одну термическую линию, которая сможет производить более совершенную продукцию, сведя к минимуму технические отклонения.

«Мы можем поставлять рессоры практически на любой автомобиль, готовы выпускать любой их тип», — говорит Сергей Филипьев. Александр Мальцев, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация развития Пермского края»: — На примере Чусовского металлургического завода мы видим позитивное влияние импортозамещения. По новым автомобилям определенная «просадка» есть, и она даст снижение поставок рессор завода «на конвейер». Но последние пять лет автомобильный рынок развивался интенсивно, и все те автомобили, что уже используются бизнесом, все равно будут формировать спрос на вторичном рынке. Спрос будет несколько отложен, и заводу нужно грамотно использовать то время, которое дано на подготовку к его подъему. Как раз есть время на разработку модификаций рессор. Это прекрасная возможность для того, чтобы развивать импортозамещение. Именно дилеры могут помочь ощутить пульс рынка и своевременно подготовиться к изменениям.

Сейчас на ЧМЗ начинают работать с российскими представительствами иностранных фирм, поэтому рано или поздно им удастся выйти и на зарубежных представителей.


Источник: газета «Коммерсантъ» (Прикамье)