Серебряный возраст

Как и зачем мировой бизнес поддерживает пожилых людей.
По данным ООН, сейчас в России проживает 143,4 млн человек, из них старше 60 лет - 28,7 млн, то есть около 20%. По среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в об-) щей численности населения страны возрастет до 26,7%, а их число достигнет 39,5 млн человек. При этом средний возраст определен Всемирной организацией здравоохранения с 45 до 59 лет, затем идет пожилой возраст - до 74 лет, позже наступает старческий -до 90 лет, а с 90 лет нас ждет долголетие.

Тенденция, таким образом, такова: люди стали жить дольше, «старость» отодвигается, человек пенсионного возраста пребывает в бодром физическом и ментальном состоянии и совсем не готов быть «списанным в архив». Но на практике люди, выходящие на пенсию, оказываются подчас в социальной и профессиональной изоляции, хотя обладают накопленным опытом, знаниями, возможностями и желанием самореализации. Бизнес уловил эти настроения и тенденции и активно развивает программы работы с людьми так называемого серебряного возраста.

Eсли обратиться к зарубежному опыту, то отличный пример такого позитивного и взаимовыгодного отношения к своим пожилым сотрудникам показывает итальянский фонд Ferrero в городе Альба. В 1983 году компания Ferrero запустила первый социальный проект для оказания поддержки людям, выходящим на пенсию, - Opera sociale. Кроме масштабной социальной и медицинской поддержки и различных вариантов досуга, компания вовлекает своих бывших сотрудников в социальную деятельность, считая это крайне важным. В детском саду Н nido («Гнездо») ветераны компании читают детям сказки, готовят с ними или проводят мастер-классы, а еще выращивают вместе с малышами овощи. К подобной деятельности Ferrero привлекла несколько сотен своих бывших сотрудников.

В России ряд компаний практикуют «серебряное» волонтерство. Михаил Ошурков, менеджер по гарантиям и льготам АО «Северсталь Менеджмент», рассказывает, что с 2008 года в Череповце, регионе присутствия «Северстали», работает проект «Помоги ближнему своему»: сотрудники компании готовят горячие обеды, а пожилые волонтеры отвозят продукты тем своим ровесникам, кто нуждается в помощи и не может в силу возраста или болезни выйти из дома. А еще «Северсталь» проводит тренинги для «серебряных» активистов - тех, кто руководит волонтерскими проектами. С помощью бизнес-тренеров слушатели учатся управлению собственной эффективностью, взаимодействию с людьми.

«Поддержка старшего поколения - одно из приоритетных направлений социальных и благотворительных программ Объединенной металлургической компании, - подчеркивает Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов АО ОМК. - В регионах в рамках конкурса благотворительных и социальных проектов «ОМК-Партнерство» компанией поддержаны проекты, которые реализуются самими людьми серебряного возраста.

Так, в проектах «Серебряный возраст - жизнь продолжается» и «Третьему возрасту богатую духовную жизнь» пожилые жители Перми помогали своим ровесникам в поселке Чусовой, а жители Уфы реализовали проекты для пожилых людей в Благовещенске. Людей обучали скандинавской ходьбе, финансовой и деловой грамотности, навыкам здорового образа жизни».

К слову сказать, в уже упомянутом Чусовом в рамках «ОМК-Партнерство» было поддержано и реализовано несколько межпоколенческих проектов, объединяющих подростков и людей преклонного возраста. Причем от подобного объединения выигрывают обе стороны. Так, проект «Заботливые внуки», в котором силами учащихся Чусовского индустриального техникума и сотрудников Чусовского бизнес-инкубатора были оказаны услуги по мелкому ремонту жилья пожилым и ветеранам города, помог решить не только бытовые проблемы пожилых, но и задачу по приобретению учащимися практических навыков. Очень интересен и волонтерский проект ОМК «Щедрая грядка». Он реализуется при участии Чусовского металлургического завода уже 12 лет. Пенсионеры продают заводу излишки овощей и фруктов, выращенных ими на огородах, а далее волонтеры - сотрудники завода формируют из них продуктовые наборы и развозят ветеранам предприятия.

Одним из самых популярных направлений поддержки старшего поколения стали программы по обучению людей компьютерной грамотности. В этом вопросе большой опыт накопил фонд «КАФ», который при поддержке компании ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» с 2013 года осуществляет федеральную программу «Статус: Онлайн». Сейчас в программе 14 городов и регионов, а скоро будет 16. В целом обучение прошло уже более 22 000 человек.

Председатель попечительского совета АНО САП «Серебряный возраст» Eвгений Мачнев напоминает, что эйфория новоиспеченного пенсионера заканчивается быстро. Поэтому важно интегрировать человека в окружающую жизнь. Да и компании, помогающие старшему поколению, отмечают: активность пенсионеров работает и на семью, и на регион. «Социальные инвестиции в пожилых окупаются. Они умеют и любят работать с людьми, позитивно относятся к успехам других, обладают скрупулезностью, внимательно относятся к цифрам», - замечает Мачнев. «От этих людей зависит социальное самочувствие компании в регионе, - считает Михаил Ошурков. - Eсли пенсионеры будут чувствовать себя комфортно, то и жизнь города, региона будет стабильной».

Газета «Ведомости», приложение «Как потратить»
Автор: Марина Ленина
Яндекс.Метрика